ХРАМ Преподобный Серафим Премудрость Божия

В настоящее время восстановление храма, с Божией помощью, подходит к завершению. Последний этап реставрационных работ – роспись сводов и стен. Роспись стен храма – древнейшая традиция, унаследованная Русской Церковью от Византийской.

Роспись в Византийской Церкви получила вид точной и ясной богословской системы. Классический, идеальный тип росписи храма, в самых общих чертах, таков.

Поскольку алтарь представляет жилище Самого Бога, и в алтаре совершается Таинство Евхаристии, постольку в нем изображалось то, что с этим Таинством наиболее непосредственно связано.

Первый ряд росписи в апсиде алтаря представляет собой ряд Святителей – творцов Божественной литургии и учителей Церкви, обращенных ликами к Горнему месту – центральной части апсиды, где располагается образ Господа нашего Иисуса Христа – Спасителя от вечной смерти и греха. Этот регистр росписи получил название «Служба Отцов Церкви» и символизирует общее сослужение членов Небесной и земной Церкви как Единой во Вселенской Литургии. Запрестольный образ Спасителя указывает нам Того, чья Кровь и Тело приготовляется в Таинстве Евхаристии на Св. Престоле.

Следующий регистр росписи, расположенный выше «Службы Отцов» в конхе апсиды, именуется Деисус, то есть моление. В конхе алтаря храма преподобного Серафима Саровского использован классический сюжет византийской росписи – Богоматерь на троне с Богомладенцем Христом на руках и предстоящими Ей в молении со страхом и трепетом Архангелами Михаилом и Гавриилом, взирающими на преславное и страшное таинство – воплощение Сына Божия.

Использование в росписи этих двух главных регистров из апсидных программ раскрывает всю полноту догматического учения Церкви о Боговоплощении второго Лица Троицы от Духа Святаго и Девы Марии и установлении таинства Церкви с Главой Христом.

Далее, поскольку алтарь является местом принесения Бескровной Жертвы, сюжеты росписи раскрывают смысл этой Жертвы в композициях «Распятие», расположенной прямо перед Жертвенником в левой части алтаря и «Снятие с Креста» – в правой части. Эти композиции – главные фрагменты «Страстного чина». На западной стене алтаря изображены св. Архидиаконы – сослужители в Божественной литургии. Выше их по периметру – Святители Вселенской Церкви.

Средняя часть храма символизирует собою тварный мир, преображенный, новую землю и новое небо, и в то же время и тем самым – Церковь. Поэтому в куполе изображался Глава Церкви – Христос Вседержитель. Так как Церковь была предвозвещена пророками, основана на апостолах, то они изображались непосредственно под образом Спасителя. Затем в «парусах» изображались четыре евангелиста, проповедавшие Евангелие четырем частям света.

На стенах – главные события Священной истории, особенно те, которые празднуются как раскрывающие христианское учение, как «перлы божественных догматов», по выражению св. Германа Константинопольского. Наконец, западная стена заполнялась изображением Страшного суда – конца истории Церкви и начала будущего века.

Таким образом, тематика росписей распределялась в зависимости от смысла храма в целом и от смысла его отдельных частей.

Росписи нашего храма выполняются высококвалифицированными мастерами-иконописцами из Нижегородской епархии в полном соответствии с церковными традициями и канонами. В центральной части свода – мандорла (итал. – миндалина) – сияние в форме овала, в котором изображена этимасия (греч. – готовность, уготованность) – престол, уготованный для Второго Пришествия Иисуса Христа, грядущего вершить Суд над живыми и мертвыми. На престоле положены Евангелие и орудия Страстей Господних – Крест, копье и трость с губкой.

Далее– в «парусах» – традиционное изображение четырех евангелистов. Следующий ярус изображений – важнейшие события Священной истории: Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господне, Воскресение Христово, Вознесение.

Поскольку храм посвящен святому преподобному Серафиму Саровскому, в настенных росписях подробно отражено его житие, в частности, такие эпизоды, как чудесное спасение отрока Прохора при падении с колокольни, исцеление послушника Прохора Божией Матерью от смертельной болезни, видение иеродиакону Серафиму Господа во славе, и т. д.

Сейчас работы по росписи храма в самом разгаре, и храму крайне необходимы средства на их завершение.

Просим всех принять посильное участие в этом богоугодном деле и совершить пожертвования.

 

 


 
© Приход Храма Святого Преподобного Серафима Саровского
в г. Александрове Владимирской области