Пастырское обращение
ко всей православной пастве Владимирской Епархии
в связи с наступлением Великого Поста
2007 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
"Постимся постом приятным" (из стихиры на стиховне)
|
![Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий](../photo/vladyka_1.t.jpg) |
Дорогие во Христе братия и сестры!
Есть для нас время в году совершенно особое, неповторимое и прямо святое - это Великий Пост, установленный Церковью как некий духовный закон, благодаря коему можно многое изменить в жизни и измениться душой, стать настоящими христианами, свидетелями иного бытия, высшего и вечного, прославляющими Бога Вседержителя в окружающем мире как единственного Устроителя его спасения.
Нельзя не обратить на него нашего внимания как открывающего нам дверь в новую и лучшую сторону жизни, чем есть, составляемую нами лишь по велению страстей. Искренне расположиться к Посту - значит увидеть и познать неисчислимые блага его, ничем не сравнимые с земными вещами и удовольствиями, более того, почувствовать их сущий свет и красоту в виде залога того, чем наполнено само Царство Небесное как верх будущей вечной жизни.
Какой здесь живой смысл? Почему так необходим Пост? В видимой нами природе не всегда стоит солнце и погода. Есть в ней пасмурные дни: дожди, ветры и даже холод, что совсем не вредит ей, как нам кажется, а служит только пользе - и не меньше теплого для нее времени. Нечто подобное происходит во время Поста, когда нам надо рассмотреть свою земную часть в свете веры и Евангелия, наши слова, дела, чувства, и даже мысли, когда они, как вихорь возникают и бывают чернее всего, покаяться и омыть горькими слезами свою душу, что несомненно облегчит, свято очистит ее и принесет ей столько здравия, столько удивительного мира и утешения, какого мы не в силах даже представить.
Пост не должен нас страшить и пугать как верующих в Истину и Правду Божию. Христос Спаситель Сам показал нам пример Поста как воздержание в плотском и мирском образе жизни, пробыв в пустыне сорок дней, что сделало Его сильным, победителем всех диавольских искушений. Господь утвердил для нас Святой Пост как живое выражение веры, как благодатное состояние души и тела, подлинно духовное, сродное бесплотным и небесным силам, способное ко многому - видеть невидимое, чувствовать недоступное, понимать и познавать непостижимое. Пост - это особая и чудодейственная сила на укрощение всякого рода зла и на уничтожение его, как бы он ни был ядовит и смертелен. Как от света тотчас исчезает тьма, так и от Поста, как времени обновления и доброделания, гибнет всякое коварство зла и греха. Мы должны помнить, что ничего страшнее и лютее нет в жизни, чем грех как отступление от добра и истины, коего надо опасаться, как сущего врага, бежать от него, а то и бороться до победы над ним. "Побеждающему, - сказано в Откровении, - будет дан венец вечной жизни" (Откр. 2, 16.).
Добродетельная жизнь по вере решает глобальный вопрос смерти как самый мучительный для живого человека, чудом приобщая его к бессмертию и блаженству.
Пост наш не означает того, чтобы ни есть, ни пить, ни спать, что крайне потребно нашему существу. Но он призывает к соблюдению норм нашего бытия, к доброй середине, без крайностей и страстей, с той светлой целью, чтобы дать место и душе, ее вечным вопросам жизни, таким как вера и любовь.
"Душа больше пищи" - слышим мы в Евангелии (Лк. 12, 23). Ей как будто все должно быть подчинено как царственной силе. Она ищет вечного своего Источника Бога, стремясь подражать Ему. Вся святость души в отдаче себя тем, кто бедствует духовно. Жизнь и спасение мыслятся в жертвенности христианина там и в том, что стоит на краю бытия и дышит смертью. Жертвенность есть смысл веры и подлинное выражение любви. Ею человек не теряет себя, но приобретает неслыханное богатство - Божию благодать как второе и вечное дыхание жизни. Примеров подобной жертвенности не перечесть. Что ни святой Церкви, то нимб его как раз в посвященности и отданности себя Богу и людям. Другого разумения жизни нет, хотя создают ее в ином понимании чисто земном, дышащим больше страстями плотской стороны, материальной, чем духовной.
Хороший Пост незримо обручит светлой и красной Пасхе, к которой он ведет нас. Жизнь и должна стать всецело Пасхой уже здесь, в виде залога, если будем живыми в вере, отличаться делами любви и милосердия, не говоря о той вечной, которой изобиловать будет будущая жизнь.
Поздравляем всех вас, всечестные отцы, братья и сестры с Великим Постом как самым благоприятным для души временем. Да благословит Господь наш Иисус Христос за молитвы Пречистой Богородицы и всех святых каждого из нас на сей спасительный труд во всесвятое Имя, в Славу и величие Его Царства Небесного, не имущего конца. Аминь.
Божией милостию смиренный Евлогий,
Архиепископ Владимирский и Суздальский
Великий Пост
2007 г.
г. Владимир