Обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия ко всей православной пастве Владимиро-Суздальской земли по случаю наступающего Великого поста в Церкви 2/15 февраля 2010 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче"
(Стихира из Постной Триоди)

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий

Дорогие и возлюбленные чада нашей Церкви,
православные владимирцы!

       Есть ли что сильнее и глубже этих светлых слов Церкви о покаянии, обращенных к нашей душе как вышний зов к полному ее исправлению с его достойными плодами жизни? Иной раз человека, усыпленного бесконечной "суетой сует", одной лишь плотской стороной, ничем ведь не разбудишь, как только отеческим громом с небес, как только силой Божиего гласа, что мы слышим во время Великого Поста: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче". В его священные дни в наших храмах мы услышим с вами красоту, силу и благоухание Христианства, нашего Православия, полного света любви и милосердия как верного залога Вечности, с одной стороны, а с другой, - слова сущей Правды и Суда Божия над теми, кто оставил веру, отвергает Закон Божий, покинул корабль спасения – Церковь свою, в которой жили

       О чем же может говорить нам наступающий святой Пост? Почему и чем же оотцы и праотцы. н так велик? Церковь как столп и утверждение Истины совершенно откровенна в этом случае. Она говорит нам, что нельзя быть безразличными и безучастными к своей собственной участи как здесь, когда буквально, как говорят, все открыто для лучшей, святой и угодной Богу жизни, так и там, в нашей будущности, которой нет конца и о которой мы совсем мало думаем и еще меньше верим. Если нет вечности, земная жизнь совсем не понятна и совершенно бессмысленна. А с верой в нее, что ни делали бы, все получит смысл и значение. Тот, Кто исключительно премудро нас создал, Кто милосердно спасает нас от бездны грехов, Тот же Самый из безмерного Своего Человеколюбия открывает нам удивительную небесную дорогу более высокой, более радостной жизни, чем она есть на сегодня. Жизнь вовсе не случайная и дикая стихия? но весьма серьезная и разумная вещь, данная нам от Бога, от своего Творца, носящая божественную Его печать образа и подобия Его. Что же может быть выше и ценнее этого дара бытия? Ей даны особые и высшие законы и правила духовного возрастания и плодоношения, с которыми она входит непостижимым образом в другой, всесовершенный мир бытия, несмотря на свою причастность к земле, - это живое и святое общение с Богом, с ангелами, со святыми, чем будет отличаться и будет наполнена будущая вечность. Как видим, речь идет совсем не о смерти и исчезновении нашем, хотя она царит всюду и потрясает собою все человечество, а о том, что совершенно ее изничтожает и разрушает; говорим о святой и духовной стороне нашей жизни, побеждающей все, все земные страхи и саму смерть. "Будьте убо вы совершенни, - читаем мы в святом Евангелии – якоже и Отец ваш Небесный совершен есть" (Мф., 5, 48). Как мы это знаем, как сознаем с вами эту изумительную, идеальную высоту жизни, заданную нам Богом еще здесь? Это не философия слов и мыслей, а настоящая духовная реальность, когда человек чудом соединяется с Богом как вечным Корнем бытия, и Бог – с ним. Что же можем сказать с вами о себе? Где мы на самом деле? Чувствуем ли мы с вами огромное несоответствие наше с духом православной веры и Истины. Ведь человек читается и значится только в целом в гармонии души и тела, а не в разрыве их, как случается у нас. Что-то технически и механически мы развиваем, раздуваем, как стекло, а что-то неосмысленно игнорируем и совсем не в свою духовную пользу, в чем мы должны серьезно сознаться и, наконец, покаяться в смысле возможной перемены во всем и, особенно, своих отношениях друг к другу как единственном мериле нашей веры и любви.

       Не будем сомневаться в ценности и преценности наших духовных стремлений, приносящих нам одно спасение души. Они никогда не бывают даром и напрасно, но незримо и благодатно воздействуют на саму душу в виде непередаваемой радости, света и красоты и, несомненно, на окружающий нас мир как постоянно мятущийся и меняющийся в своих страстях, порой, тяжких и прямо смертельных. Пусть же сила Божия Великого поста озарит всех нас, разбудит от сна греховного, подвигнет к доброй и спасительной жизни, воскрешающей и врачующей нашу душу и тело. Единственную дверь спасения для себя попомним все, - это только дверь покаяния и самого глубокого. За нами, будем говорить, всегда покаяние, пока живем, как полное обновления нас, а за Богом, Искупителем и Спасителем нашим – само спасение, что и станет нашей радостной и вечной Пасхой, к которой ведет нас Великий пост.

       Сердечно поздравляем всех вас, дорогие наши чада Церкви Христовой, с наступающим всеспасительным временем, подлинной весной души, с самыми добрыми и молитвенными пожеланиями глубоко братского и христианского единства между собой во всем, в большом и малом деле, что только укрепит и возвысит нашу Церковь, что и обновит к лучшему все наше с вами Отечество. Да послужат вечной Божией славе все наши чистые православные чаяния души. Аминь.

       

Божией милостию смиренный Евлогий,
Архиепископ Владимирский и Суздальский


Февраль, 2010 г.
г. Владимир