Великая агиасма
(Слово о святой воде)
ВОДА ЗАНИМАЕТ ВАЖНОЕ МЕСТО В НАШЕМ БЫТИИ!
Это один из элементов мироздания, как об этом повествуется в Святой Библии. Во второй день творения сказал Господь: "Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды" (Быт. 1,6). И в третий день изрёк Творческий Глагол: "Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо" (Быт. 1,9—10).
Являясь жизненно необходимой в повседневной жизни, вода имеет более высшее значение, ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Современник пророка Елисея Нееман "окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился" (4 Цар. 5, 14). Об этом же говорится в Евангелие от Иоанна относительно купальни у Овечьих ворот, где "Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (Ин. 5, 4). В купальне Силоам по слову Христа Спасителя, исцелившись, прозрел слепорождённый (Ин. 9, 2).
В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью 19 января в праздник Крещения Господня. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь "очищение водою роду человеческому дарует"; "Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...".
В этот праздник в православных храмах совершается Чин освящения воды. Церковь молится: "Сотвори ю (т. е. её – а. М.) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядную". Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески "Великая агиасма", т.е. великая святыня.
В отличие от великого освящения воды имеется ещё малое, совершаемое в обычные дни на молебнах, оно несколько короче. Освящается также вода при совершении Таинства Крещения. Священник Павел Флоренский говорит о всех трёх освящениях: "Обратите внимание, что в чинопоследованиях Водосвятия – великого и малого, и крещального освящение слагается из двух различных действий: из очищения воды от нечистоты, греховности, скверны и тёмных сил и из облагодатствования её, то есть сообщения ей духовных энергий".
Кроме того, с именем многих русских святых связано изведение святых источников, к которым шли люди как к большой святыне. Описывая время преподобного Сергия Радонежского, замечательный русский историк В. О. Ключевский говорит: "Пятьдесят лет делал своё тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились с другими. Никто тогда не считал гостей пустынника и тех, кого они делали причастниками приносимой ими благодатной росы".
Действительно, в обиходе русского человека святая вода занимала большое место. Это можно показать также на примере жития канонизованного в 1988 году святителя Макария, митрополита Московского. В 1528 году, ещё будучи Новгородским архиепископом, он посылает иеромонаха Илию в северные пределы своей епархии с проповедью Евангелия. При этом он повелевает уничтожать языческие капища и кропить всё святой водой. В 1551 году, когда обнаружились различные болезни в Свияжском гарнизоне под Казанью, а также распространились плотские грехи, то он посылает туда священника с обличительным посланием, призывая всех к покаянию, и повелевает всех кропить святой водой.
Подобное осознание значимости святой воды, как великой святыни, и благоговейное отношение к святой воде было характерно в Древней Руси для каждого христианина. Об этом мы узнаём из книги "Домострой", написанной современником Святителя Макария священником Благовещенского собора – Сильвестром. Он опишет: "Если Бог пошлёт на него болезнь или какое страдание, – врачеваться ему Божьею милостью да слезами, да молитвою, да постом, да милостынею, да искренним покаянием... И отцов духовных подвигнуть на моление Богу: петь молитвы, воду святить с честных крестов и со святых мощей...".
Эти реалии весьма актуальны в наши дни, когда с одной стороны эти традиции утрачены, а с другой стороны так интенсивно пропагандируется в нашей прессе магия, восхваляются экстрасенсы, последние "заряжают" газеты, воду и пр. Поэтому мы чаще должны прибегать к благодатному освящению через действие святой воды.
Обычно верующими людьми более ценится крещенская вода. Её по утрам, после прочтения утренних молитв, испивает православный человек и съедает кусочек просфоры, чтобы затем, благословясь, начать грядущий день. В районах, где нет храмов, верующие люди стремятся хотя бы таким образом, т. е. через святую воду, прикоснуться к святыне, не имея возможности принять Святое Причастие. Необходимо также чаще кропить себя святой водой при различных рационально трудно объяснимых греховных влечениях, неожиданных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и прочем. Необходимо чаще кропить святой водой и своё жилище.
Святая вода освящается священником в храме Крестом и молитвою. Она имеет благодать прогнания действия бесовской силы в самых различных формах её проявления. Это хорошо знали и наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо постепенно возвращаться.
Архимандрит МАКАРИЙ