13 февраля 2016 года группа паломников из Александрова посетила место, где, по замыслу патриарха Никона, в 1656 году был воссоздан комплекс святых мест Палестины – Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.
|
|
Это – удивительное место, свидетельствующее о горячем желании русского человека ощущать связь со Святой Землей, возвысить до нее свою родную землю.
В 1656 году ставший за шесть лет до этого патриархом и только что начавший церковную реформу Никон распорядился о строительстве нового монастыря, который должен был стать религиозным центром всего православного мира, поскольку русские люди тогда были убеждены, что «Москва – Третий Рим», что только здесь Православие сохранилось во всей чистоте.
По замыслу, монастырь должен был копировать сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим), а главный собор — храм Гроба Господня в Иерусалиме. Реку Истру переименовали в Иордан (Иордань). Окрестные холмы и деревни также получили новые, библейские, названия: Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. Чтобы сходство было более полным, в Палестину был командирован монах Арсений Суханов, который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой заменить. В 1658 году на насыпанном в излучине Истры холме началось строительство собора. Сам патриарх Никон в 1658 году из-за явных разногласий с царем Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в Новоиерусалимском монастыре. Затем он все же вернулся в Москву, где в 1666 году был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Уже при новом царе, Феодоре Алексеевиче, он смог получить разрешение вернуться в Новый Иерусалим. Он умер по дороге и был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.
После опалы и смерти патриарха Никона монастырь не был заброшен. Напротив того, строительство в 1678 году было возобновлено. В конце XVII века деревянную монастырскую ограду заменили на каменную стену с башнями и надвратной церковью. Перестройка велась по проекту одного из самых знаменитых русских зодчих Якова Григорьевича Бухвостова. Традиция привлекать к строительству монастыря лучших архитекторов впоследствии была продолжена – так, когда в 1723 году обрушился шатер над часовней Гроба Господня, его восстановлением занялся Франческо Бартоломео Расстрелли. В позднейших перестройках участвовали Матвей Федорович Казаков, Андрей Никифорович Воронихин и Константин Андреевич Тон.
При Петре I, в первой половине XVIII века, монастырь пережил упадок, но позже постепенно превратился во влиятельный религиозный и культурный центр. Он обладал одной из богатейших в стране библиотек. Практически все известные нам фигуры русской истории и культуры второй половины XVIII и первой половины XIX века побывали тут как паломники. После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время трехнедельной оккупации в 1941 году музей был разграблен, а монастырь взорван – разрушены башни и колокольня, сильно поврежден собор. Сейчас Новоиерусалимский монастырь практически весь (кроме колокольни и внутреннего убранства собора) восстановлен, а с 1994 года является действующим.
В центре монастыря находится Воскресенский собор, который строился с 1658 по 1685 год. Его планировка довольно точно соответствует прототипу – храму Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично патриархом Никоном, наоборот, совершенно другие. Сам собор представляет из себя крестово-купольный одноглавый храм. С запада к собору пристроена часовня Гроба Господня с огромным шатром (высотой 18 метров). Ничего похожего в русской архитектуре не существует. В северной части храма – Успенская церковь (действующая), в которой находится ладонь великомученицы Татианы – главная святыня монастыря. С юга когда-то была колокольня, так и не восстановленная после войны. Наконец, с востока пристроена полуподземная церковь Константина и Елены. Весь комплекс богато украшен изразцами. В соборе даже был единственный в России полностью изразцовый иконостас, из десяти панелей которого сохранились семь. Собор поражает своей праздничностью, обилием света. В разных углах слышится приветствие: «Христос воскрес», и нет большей радости, чем ответить: «Воистину воскрес»!
Основная часть строений монастыря была возведена в короткий период в конце XVII века. С западной стороны от собора стоят в ряд Больничные палаты(1698), Трапезные палаты с церковью Рождества Христова (1686-1692, символизируют Вифлеем), и палаты архимандрита (1750). Углом к ним вдоль северо-восточной стены построены дворец царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века) и братский корпус. Рядом – Кузнечные палаты (1690-1694). Ограда монастыря была построена в 1690-1694 годах (архитектор Яков Григорьевич Бухвостов) и включает восемь башен – Гефсиманская, Сионская, Давидов Дом, Елизаветинская надвратная (только такой в Иерусалиме не было), Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская. Бухвостов построил также Святые ворота с надвратной церковью Входа Господня в Иерусаплим (1694-1697), к которым примыкают Наместничьи и Караульные палаты.
За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры. Когда-то в саду были протоки (остатки от них еще заметны), которые образовывали остров. На этом острове, примерно в трехстах метрах от монастырской стены, жил патриарх Никон во время своего шестилетнего пребывания в монастыре. Скит патриарха Никона (1658) сохранился до сих пор. Это четырехэтажное здание, в котором размещались две церкви (на первом и последнем этажах), хозяйственные помещения, кельи, в том числе келья самого патриарха Никона (на последнем этаже, рядом с церковью). Кроме очевидного исторического значения, скит представляет собой еще и редкий пример жилого дома XVII века.
Пребывание в этом интереснейшем месте, осмотр величественного храмового комплекса произвели на нас необыкновенно сильное и благодатное впечатление. Очень рекомендуем всем православным, особенно – тем, кто не сподобился побывать на Святой Земле, совершить паломничество в Новый Иерусалим. Там по-особому ощущается и близость Господа, и святость земли Русской.
Хохлова А.Г.