Преподобный Серафим Премудрость Божия
ПОЕЗДКА НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ

13 февраля 2016 года группа паломников из Александрова посетила место, где, по замыслу патриарха Никона, в 1656 году был воссоздан комплекс святых мест Палестины – Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

Галилейское мореЭто – удивительное место, свидетельствующее о горячем желании русского человека ощущать связь со Святой Землей, возвысить до нее свою родную землю.

В 1656 году ставший за шесть лет до этого патриархом и только что начавший церковную реформу Никон распорядился о строительстве нового монастыря, который должен был стать религиозным центром всего православного мира, поскольку русские люди тогда были убеждены, что «Москва – Третий Рим», что только здесь Православие сохранилось во всей чистоте.

По замыслу, монастырь должен был копировать сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим), а главный собор — храм Гроба Господня в Иерусалиме. Реку Истру переименовали в Иордан (Иордань). Окрестные холмы и деревни также получили новые, библейские, названия: Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. Чтобы сходство было более полным, в Палестину был командирован монах Арсений Суханов, который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой заменить. В 1658 году на насыпанном в излучине Истры холме началось строительство собора. Сам патриарх Никон в 1658 году из-за явных разногласий с царем Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в Новоиерусалимском монастыре. Затем он все же вернулся в Москву, где в 1666 году был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Уже при новом царе, Феодоре Алексеевиче, он смог получить разрешение вернуться в Новый Иерусалим. Он умер по дороге и был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.

После опалы и смерти патриарха Никона монастырь не был заброшен. Напротив того, строительство в 1678 году было возобновлено. В конце XVII века деревянную монастырскую ограду заменили на каменную стену с башнями и надвратной церковью. Перестройка велась по проекту одного из самых знаменитых русских зодчих Якова Григорьевича Бухвостова. Традиция привлекать к строительству монастыря лучших архитекторов впоследствии была продолжена – так, когда в 1723 году обрушился шатер над часовней Гроба Господня, его восстановлением занялся Франческо Бартоломео Расстрелли. В позднейших перестройках участвовали Матвей Федорович Казаков, Андрей Никифорович Воронихин и Константин Андреевич Тон.

При Петре I, в первой половине XVIII века, монастырь пережил упадок, но позже постепенно превратился во влиятельный религиозный и культурный центр. Он обладал одной из богатейших в стране библиотек. Практически все известные нам фигуры русской истории и культуры второй половины XVIII и первой половины XIX века побывали тут как паломники. После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время трехнедельной оккупации в 1941 году музей был разграблен, а монастырь взорван – разрушены башни и колокольня, сильно поврежден собор. Сейчас Новоиерусалимский монастырь практически весь (кроме колокольни и внутреннего убранства собора) восстановлен, а с 1994 года является действующим.

В центре монастыря находится Воскресенский собор, который строился с 1658 по 1685 год. Его планировка довольно точно соответствует прототипу – храму Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично патриархом Никоном, наоборот, совершенно другие. Сам собор представляет из себя крестово-купольный одноглавый храм. С запада к собору пристроена часовня Гроба Господня с огромным шатром (высотой 18 метров). Ничего похожего в русской архитектуре не существует. В северной части храма – Успенская церковь (действующая), в которой находится ладонь великомученицы Татианы – главная святыня монастыря. С юга когда-то была колокольня, так и не восстановленная после войны. Наконец, с востока пристроена полуподземная церковь Константина и Елены. Весь комплекс богато украшен изразцами. В соборе даже был единственный в России полностью изразцовый иконостас, из десяти панелей которого сохранились семь. Собор поражает своей праздничностью, обилием света. В разных углах слышится приветствие: «Христос воскрес», и нет большей радости, чем ответить: «Воистину воскрес»!

Основная часть строений монастыря была возведена в короткий период в конце XVII века. С западной стороны от собора стоят в ряд Больничные палаты(1698), Трапезные палаты с церковью Рождества Христова (1686-1692, символизируют Вифлеем), и палаты архимандрита (1750). Углом к ним вдоль северо-восточной стены построены дворец царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века) и братский корпус. Рядом – Кузнечные палаты (1690-1694). Ограда монастыря была построена в 1690-1694 годах (архитектор Яков Григорьевич Бухвостов) и включает восемь башен – Гефсиманская, Сионская, Давидов Дом, Елизаветинская надвратная (только такой в Иерусалиме не было), Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская. Бухвостов построил также Святые ворота с надвратной церковью Входа Господня в Иерусаплим (1694-1697), к которым примыкают Наместничьи и Караульные палаты.

За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры. Когда-то в саду были протоки (остатки от них еще заметны), которые образовывали остров. На этом острове, примерно в трехстах метрах от монастырской стены, жил патриарх Никон во время своего шестилетнего пребывания в монастыре. Скит патриарха Никона (1658) сохранился до сих пор. Это четырехэтажное здание, в котором размещались две церкви (на первом и последнем этажах), хозяйственные помещения, кельи, в том числе келья самого патриарха Никона (на последнем этаже, рядом с церковью). Кроме очевидного исторического значения, скит представляет собой еще и редкий пример жилого дома XVII века.

Пребывание в этом интереснейшем месте, осмотр величественного храмового комплекса произвели на нас необыкновенно сильное и благодатное впечатление. Очень рекомендуем всем православным, особенно – тем, кто не сподобился побывать на Святой Земле, совершить паломничество в Новый Иерусалим. Там по-особому ощущается и близость Господа, и святость земли Русской.

Хохлова А.Г.

Великая Лавра св.Саввы Освященного Золотые ворота Иерусалима Монастырь св.Георгия Хозевита
Великая Лавра св.Саввы Освященного Золотые ворота Иерусалима Монастырь св.Георгия Хозевита
Великая Лавра св.Саввы Освященного Золотые ворота Иерусалима Монастырь св.Георгия Хозевита

 

 


 
© Приход Храма Святого Преподобного Серафима Саровского
в г. Александрове Владимирской области